Эмоциональное выгорание работников может нанести серьезный урон компании, ведь из-за него снижается продуктивность сотрудников, возникают конфликты на рабочем месте, увеличивается количество прогулов и текучесть кадров.

Чтобы этого избежать, руководителям компаний полезно знать как распознать первые “симптомы” выгорания и уметь его предотвращать.

Что такое выгорание? 

Первая формулировка термина принадлежит Герберту Фрейденбергу, который еще в 1974 году назвал болезнь словом «burnout», под которым подразумевал психическое расстройство, влияющий на личность субъекта, вследствие эмоционального «истощения».

К факторам появления выгорания относят:

  • неоцененность затраченных усилий и недостаточное вознаграждение;
  • отсутствие отпусков/выходных/интересов вне работы;
  • монотонность и бесперспективность выполняемой работы;
  • расплывчатые требования к работе и критерии ее оценки;
  • повышенные рабочие нагрузки хронического характера;
  • несоответствующая оценка работы специалиста руководителем;
  • невозможность влияния на принятие решений.

Как распознать выгорание сотрудника? 

Выгорание не случается за одну ночь. Это постепенный процесс, который развивается поэтапно и на протяжении долгого времени. Обычно выделают 4 основные стадии: 

Стадия «медового месяца»

На этой стадии сотрудники полны чрезмерного рабочего энтузиазма. Они полностью погружены в свою работу. Они говорят «да» на любую просьбу и берут на себя много работы, но при этом рады этому. В таком состоянии они полны больших надежд и устанавливают для себя идеалистические цели.

Стадия трудоголизма

На этом этапе сотрудники тяжело работают, чтобы достичь ранее поставленных целей. Тем не менее, длинный рабочий день, сверхурочные и изнурительные рабочие обязанности уже начинают негативно на них сказываться. Они начинают испытывать первые признаки физической и психологической усталости, становятся раздражительными и начинают сомневаться в своей компетентности.

Стадия стресса

На этом этапе сотрудники постоянно чувствуют себя под давлением невыполнимых рабочих обязанностей. Им сложно сосредоточиться на работе, они чувствуют разочарование, злость и демонстрируют недоброжелательное поведение, срываясь на коллег и клиентов. Помимо этого, они с трудом справляются с физическими симптомами, такими как постоянная усталость, проблемы со сном, регулярные головные боли, плохой аппетит и т.д.

Стадия выгорания

На этом этапе сотрудники больше не в состоянии выдерживать давление на работе. Их физические и психологические резервы полностью опустошены. Они скатываются до цинизма и депрессии и становятся неэффективными. В результате, они осознают свою неудачу и теряют интерес к работе.

Если вы хотите избежать выгорания своих сотрудников, вы должны уметь распознавать его на ранних стадиях. Уделяйте внимание своим специалистам и будьте наблюдательны. 

Зная об этапах, которые проходит сотрудник до окончательного выгорания, вы можете вовремя его предотвратить, например, отправив человека в отпуск или посредством снижения нагрузки, смены задачы.

Вот несколько универсальных советов, которые должны предотвратить выгорадие кадров:

  1. Сотрудники должны иметь регулярные отпуски;
  2. Отсутствие переработок, перерывы в работе;
  3. Работа должна нести смысл, необходимо доносить до сотрудника смысл выполняемых задач и ценность, которую они создают;
  4. Не беспокойте сотрудников в нерабочее  время и на выходных (только в крайнем случае);
  5. Перспектива карьерного и личностного роста для сотрудников;
  6. Адекватное вознаграждение, премирование. 
  7. Справедливая оценка работы. Хвалите сотрудников когда они заслужили этого, а не только отчитывайте, когда они сделали что-то не так.